Живут и дышат
Содержание:
- Работа с масляной краской
- Чем можно рисовать на холсте и прочих материалах?
- Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
- Виды росписи по дереву
- Подготовка дерева
- Главные виды росписи
- Как расписать кухонную доску акриловыми красками?
- Наружные или внутренние краски для дерева?
- Работа с деревянными поверхностями
- Особенности акрилового покрытия
- Подготовка деревянной поверхности
- Очень простой и быстрый перенос рисунков на любые поверхности
- Как подготовиться к росписи
- Шаг 3: Обустройство рабочего места
- Роспись дерева акварелью и ее особенности
- Подготовка к работе
- Виды художественной росписи
Работа с масляной краской
Опытные мастера или те, кто уже более-менее владеет техникой нанесения средств на дерево, пользуются масляными красками. Они позволяют получать красивые яркие узоры на темных тонах. Масляные тюбики заполнены очень яркими оттенками. Они долго сохнут, но потом практически въедаются в поверхность, после чего их невозможно стереть.
Для разведения масляного средства из тюбика используют растворитель (уайт-спирит или олифу). Именно масляные краски позволяют делать роспись на темном фоне под хохлому. Для производства таких красок используют льняное, сафлоровое или ореховое масло. Именно оно придает краскам насыщенный тон. Художественные масляные средства имеют свойство храниться около трех лет.
Чем можно рисовать на холсте и прочих материалах?
Следующий шаг – выбор инструментов и техники рисования. Это напрямую зависит от выбранного материала – например, если вы предпочитаете классический холст, то для создания картин следует использовать масляные краски для живописи. Для начинающих мастеров лучше остановиться на бумаге и акварельных либо гуашевых красках. Кстати, акварель – весьма распространенный тип изобразительного творчества не только у новичков: с помощью этой удивительной краски профессионал способен создать редкий шедевр!
Также для рисования на бумаге часто используются простые и цветные карандаши, пастельные мелки, уголь, сепия и многие другие инструменты.
Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:
В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия зашпатлевать. Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около обогревательных приборов, от повышенных температур она может деформироваться.
Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
Прогрунтовать заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью
Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
Высушить заготовку в течение нескольких часов.
Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.
Инструменты и материалы для подготовки заготовки под росписьСостав ПВА с пылью после шлифовки должен иметь вязкую консистенциюОбработанное место будет просматриваться через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветную основу
Виды росписи по дереву
Существует огромное количество методик данного искусства. В одной только хохломе их больше десятка, в зависимости от типа орнамента. Наибольшую популярность получили три техники:
- Хохломская роспись.
- Мезенская.
- Городецкая.
Хохлома считается старинным русским промыслом, который зародился в окрестностях Нижнего Новгорода в семнадцатом веке. Посуда их дерева всегда пользовалась спросом на Руси. Но если древесину не обрабатывать, её поверхность впитывает не только влагу, но и различные загрязнения.
Чтобы избежать этого нижегородские умельцы начали покрывать изделия вареным маслом изо льна (олифа). Оно обволакивало дерево, формируя на нем непроницаемую плёнку. Характерная черта росписи – придание изделиям золотого блеска без использования драгоценного металла. |
Принцип нанесения рисунка был заимствован из старинной техники иконописи. Для экономии фона икону окрашивали серебром (позже оловом или алюминием), наносили лик святых и покрывали поверхность изделия льняным маслом в несколько слоев. Каждый слой просушивали в печи при высокой температуре. В результате пленка из олифы становилась золотистого цвета. Серебряный фон также приобретал желтый отлив.
В хохломе в основном используют красный, чёрный и золотистый оттенки. Дополнительно в роспись вводят зеленый и желтый тона. Узор наносится вручную, без нанесения предварительной разметки. Основной орнамент – ягоды, цветки и ветви. Часто встречаются птицы и звери.
Хохломская роспись подразделяется на верховую и под фон. В первом случае по серебристому фону наносят красный и черный рисунок. Во втором – предварительно прочерчивается контур узора, затем фон заполнят тёмной краской, орнамент при этом остается золотым.
Городецкая роспись также зародилась в Нижнем Новгороде в девятнадцатом веке. Она отличается сложными сюжетными композициями. Рисунок так же, как и в хохломе, наносится без предварительной разметки. Узор выполняют темперными красками на ярком фоне.
Основной художественный приём: сначала на поверхность наносится цвет фона, затем выполняются «подмалёвки» (крупные пятна разных оттенков). После этого орнамент прорабатывают тонкой кисточкой.
Завершающим этапом росписи становится «разживка». Это дополнительные штрихи и точки, нанесенные краской белого оттенка
Они акцентируют внимание на деталях и подчеркивают контрастность изображения
Основные мотивы ремесла — цветочные узоры, сюжеты былин и сказок, сценки городской жизни. Мезенская роспись считается одним из старейших типов оформления деревянной посуды и мебели. Основная черта орнамента: дробный узор (звезды, крестики), выполненный в чёрном и красном цвете.
Также в качестве декора использовались схематические изображения животных (коней, оленей). Все рисунки статичны, ощущение динамики возникает благодаря многократному повтору орнамента. |
Роспись осуществляется по негрунтованному дереву. Сначала используется охра, затем выполняется чёрная обводка.
Подготовка дерева
Процесс состоит из нескольких этапов:
- Главное, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков. После высыхания изделия они могут запросто отвалиться и испортить внешний вид.
- Если не удалось подобрать заготовку без сучков, то удалите их. Отверстия необходимо тщательно зашпатлевать. Используйте средство, предназначенное специально для деревянных поверхностей.
- Оставьте заготовку на несколько дней, чтобы она хорошо просохла. Не размещайте ее возле обогревательных приборов. От слишком высоких температур она потеряет форму.
- Обработайте поверхность зернистой наждачной бумагой (сначала средней, затем мелкой).
- Нанесите на заготовку грунтовку. Для этого в равных пропорциях разведите клей ПВА с водой. Покройте поверхность, используя широкую кисть. Избегайте образования подтеков и необработанных участков.
- Высушите заготовку в течение нескольких часов.
- Отполируйте поверхность мелкозернистой наждачкой. Если нужно пройдитесь еще раз грунтовкой.
Оставшуюся после шлифовки пыль можно убрать мастихином. Добавьте «опилки» в ПВА и образовавшейся смесью замаскируйте незначительные изъяны на поверхности. После высыхания отполируйте изделие. |
Главные виды росписи
Многим читателям будет интересно не только какими красками можно рисовать по дереву, но и какие основные виды росписи бывают. Ведь иногда даже дети пробуют оформить красивые расписные дощечки для нарезки продуктов. Сначала подбирается рисунок, затем переводится на поверхность и постепенно разукрашивается в той или иной технике
Для гармоничного вида досок важно еще и правильно сочетать оттенки
Стоит выделить следующие три вида росписи:
- Хохлому. Сначала оформляется черный фон, затем наносятся причудливые цветы в желтых и красных тонах.
- Городецкую роспись. На рисунках изображаются различные городские сцены, цветочные композиции, мотивы из народных былин.
- Мезенскую роспись. Для основных сюжетов используются лошади и орнаменты.
Чтобы мастерски владеть хотя бы одним из этих видов, нужно знать способы нанесения, какими красками рисовать по дереву и чем их закреплять.
Как расписать кухонную доску акриловыми красками?
Самым удобным материалом для знакомства с народным творчеством и освоения техники являются акриловые краски. Они обладают достаточной густотой, их можно смешивать для достижения эффектного изображения. После росписи деревянной доски такими красками покрывать поверхность лаком необязательно, потому как акрил создает прочную защитную пленку.
Для работы потребуется:
- разделочная кухонная доска с гладкой плоскостью;
- указанные краски необходимых цветов;
- кисточки;
- трафареты для росписи.
Поверхность доски должна быть ровной, если на ней имеются выступы – рекомендуется применить наждачную бумагу и зашлифовать плоскость дерева. После этого мастера рекомендуют пропитать основу белым акрилом для того, чтобы последующие эскизы ровно легли на доску. Пока заготовка будет сохнуть, необходимо перевести рисунок на дерево, как это сделать можно узнать в последнем разделе данного материала.
Особенность полученных после росписи изделий в том, что они обладают ярким и насыщенным цветом. Начинать расписывать доску необходимо с крупных элементов рисунка, постепенно переходя к более мелким деталям. Чтобы выделить отдельные детали изображения, раскрасим их тонкой кистью черным или белым цветом.
После рисования по дереву акриловыми красками изделие необходимо тщательно просушить. Следующим этапом станет лакировка доски, если предполагается дальнейшее применение изделия по назначению. Если готовый результат будет выполнять только декоративную функцию, то покрывать лаком доску не нужно — роспись акриловыми красками будет самостоятельно держаться на дереве.
На видео: роспись разделочной доски акриловыми красками.
Наружные или внутренние краски для дерева?
Отделка, цвет покрытия, прозрачность — конечно, это очень важные вопросы
При выборе изделия для покраски дерева вы должны сначала попытаться обеспечить максимально возможную защиту поверхности. Важно определить уровень защиты с учетом потенциально повреждающих факторов, которые на него влияют. Самое простое — и в то же время применимое в большинстве ситуаций — разделение продуктов различает их на:
- краски для дерева в помещении;
- краски для наружных работ по дереву.
Интерьерные изделия устойчивы, среди прочего для стандартного количества влаги, истирания, очистки и т. д. Наружные краски для дерева следует отличать по их устойчивости к воздействию дождя и влаги, содержащихся в воздухе, солнечной радиации, переменным температурам или устойчивости к развитию микроорганизмов.
Спектр разрушительных факторов может быть очень широким, поэтому стоит задуматься о том, каков ваш приоритет. В случае фасада дома, расположенного, например, вблизи водоемов, это может быть защита от влаги и образования плесени или грибковых очагов. В других случаях мы концентрируемся на механическом сопротивлении, например, на очень ветреной местности (ветер может перемещать песок и гальку, вызывая повреждение покрытия).
Кроме того, следует обратить внимание на предполагаемое использование продукта, то есть специфику и расположение поверхности, на которой должна использоваться краска. Для деревянного пола требуется другой тип защиты (риск механического повреждения и потертости), в то время как стены или мебель отличаются (грязь и ссадины). Поэтому рекомендуется использовать терминологию, навязанную производителем, который указывает название продукта в названии (например, «краска для деревянного паркета», «краска для деревянной садовой мебели» и т. д.)
Работа с деревянными поверхностями
На первый взгляд, такая формулировка задания звучит немного странно. Ведь приходится выкрасить деревянную поверхность под дерево. Но на практике, в процессе выполнения ремонта иногда приходится красить дерево под дерево. Такая процедура необходима в том случае, когда дерево с годами утратило привлекательный вид и нуждается в обновлении. Окрашивание также проводится для изменения тона деревянных покрытий и изделий.
Процесс обработки мало чем отличается от окрашивания других материалов, имитируемых под натуральное дерево. В ходе окрашивания древесины необходимо предпринять следующие действия:
- Чистую поверхность нужно проолифить или покрыть специальной грунтовкой.
- Вместо краски можно применять прозрачный лак.
- Прежде чем приступить к покраске, следует обработать поверхность жесткой щеткой, что позволит добиться идеального сходства с натуральным материалом.
Остатки старой краски в процессе подготовки можно удалить шпателем.
Все более популярным в наши дни становится способ порошкового окрашивания. Одной из отраслей, где применяется такая техника, является декорирование под дерево. Особенно актуальна такая покраска при изготовлении мебельных изделий.
Этот способ нашел применение при окрашивании дверей, окон, офисных перегородок и прочих деревянных изделий. Производится декорирование других материалов, которые используют в качестве крепежных элементов.
Покраска деревянных дверей под дерево своими руками позволяет придать старому изделию качественно новый вид.
Особенности акрилового покрытия
Вам интересно, какими красками лучше рисовать по дереву? Удобнее всего для занятий народным творчеством пользоваться акриловыми средствами. После засыхания акрила образуется нерастворимая пленочка, позволяющая не покрывать изделие лаком. У акрилового средства прекрасная укрываемость. Оно подходит не только для дерева, но и для стекла, кожи, металла.
Акриловая краска хороша тем, что разбавляется обычной водой. Сегодня в магазинах продается огромный ассортимент оттенков акрила в тюбиках. Краска абсолютна не токсична, подходит даже для нанесения временных татуировок. Золотистым цветом часто преображают мебель и рамки картин. Эта эмульсия может быть глянцевой и матовой, характеризуется быстрым высыханием.
Подготовка деревянной поверхности
Предмет, предназначенный для художественной обработки, нуждается в тщательной подготовке, процесс которой состоит из следующих этапов:
- Очистка дерева, удаление сучков и шероховатостей, если они есть.
- Обработка поверхности наждачной бумагой для придания ей окончательной гладкости.
- Покрытие грунтовкой для создания защитного слоя, чтобы рисунок ровно лег на заготовку.
- Подсушивание заготовки в течение нескольких часов.
- Нанесение цветовой основы.
- Полировка наждачкой.
Следующим этапом будет нанесение изображения на заготовку. Начинать работу следует с крупных деталей.
Очень простой и быстрый перенос рисунков на любые поверхности
Это изобретение навсегда избавит от пользования синей копирки! Теперь есть совершенно новый способ копирования рисунков, которые уже не сотрутся от случайного соприкосновения локтем! К тому же, можно переносить еще и цветные рисунки и фотографии, качество переноса может соперничать даже с полиграфической продукцией!
Описанные далее способы дадут возможность качественно и навсегда переносить рисунки и фотографии на кожу, резину, пластик, керамику, металл, дерево бумаку и пленку.
Химический перенос
Для химического переноса понадобится 646 или 647 растворитель старого (2004 г ) образца с большим содержанием толуола (50%). где толуол играет основную роль. Но использовать толуол в чистом виде не рекомендуется, так как он вреден при вдыхании! Подходит также, но гораздо хуже ацетон этилацетат: бутилацетат ксилол.
Для переноса берется качественная (количество краски проверяется на просвет) цветная или черно-белая ксерокопия или же распечатка с лазерного принтера, копия должна быть распечатана на обычной офисной бумаге (обязательно!). При переносе рисунка берут ксерокопию в одну руку, а другой рукой смачивают эту ксерокопию растворителем с тальной стороны, где нет рисунка, и только после этого прижимают к требуемой поверхности при этом применяют кисточку с искусственными волокнами или распылитель. Сам процесс должен занимать не более 30 секунд.
Самый простой и быстрый способ переноса рисунков
Для переноса (свежих) цветных журналов типа натали , кулл , Браво , отдохни или же шелкотрафаретных видов печати, а также ксерокопий, можно использовать и другой способ переноса, смачивают саму поверхность предмета и прижимают к ней сухую ксерокопию или журнал, перед перебиванием рисунок желательно сделать на компьютере в зеркальном отображении. Если компьютера нет, то тогда ксерокопию сначала перебивают на чистый ненужный лист бумаги, а затем уже с него переносят туда, куда требуется. Есть и другой способ получения зеркалки . Ксерокопию смазывают растительным маслом. Так изготавливается ПРОЗРАЧНАЯ БУМАГА!I! Лишнее масло при этом вытирают и быстро ксерокопируют рисунок с другой стороны.
Однако есть и не зеркальный способ переноса, для этого на ксерокопию сверху наклеивают скотч на сам рисунок, а другая (тыльная) сторона обильно смачивается растворителем не менее 10 секунд, затем с еще мокрой от растворителя бумаги аккуратно снимается скотч (на него переходит рисунок) и прижимается к требуемой поверхности. Затем скотч снимается с поверхности и на ней уже видна качественная копия рисунка! интересно будет знать, что перенесенный рисунок уже не смывается, не стирается и кислотостоек! Кстати, черно-белые ксерокопии перебиваются от 2 до 4 раз, а цветные ксерокопии и журналы только один раз. 646 растворитель отклеивает скотч и расслоенную ламинацию! для этого следует смочить растворителем бумагу под скотчем или ламинациеи.
Как подготовиться к росписи
Первым делом, прежде чем начать рисовать, следует подготовить целый ряд необходимых для этого инструментов и иных необходимых вещей:
- Деревянный предмет, на котором и придется рисовать данный шедевр.
- Емкость для жидкости, которая понадобится в процессе рисования.
- Мягкие карандаши.
- Стиральная резинка.
- Наждачная бумага для обработки поверхности.
- В случае эскизных набросков понадобятся жесткие листы бумаги.
- Несколько кисточек для рисования.
- Если рисующий новичок, то потребуются готовые шаблоны.
- Палитра.
- Краски.
- Грунтовочная смесь.
- Лак, желательно прозрачный, для того чтобы готовый рисунок не подвергался внешним воздействиям.
Что касается выбора, то грунтовку подобрать очень просто, поскольку отталкиваться следует от краски, а вот с ней все обстоит значительно сложнее.
Чаще всего для работы профессионалы советуют применять такие типы:
- Масляную.
- Акриловую.
- Гуашевую.
- Анилиновую.
- Акварельную.
Каждый тип обладает своими преимуществами, недостатками и характером применения.
Шаг 3: Обустройство рабочего места
Чтобы предотвратить стекание краски при использовании техники размывки, рекомендуется писать под небольшим углом. Прочие положения для рисования, например вертикальное при ровно стоящем мольберте, могут быть использованы позже для менее размытых деталей.
Крупные палитры для смешивания более удобны при использовании мокрой техники. При работе с небольшими палитрами можно дополнительно использовать одноразовые пластиковые тарелки.
Важно иметь под рукой много промокаемых материалов: бумажных полотенец, тряпок, лоскутков. В процессе рисования понадобится постоянно регулировать уровень влажности кисти
Кроме того, рядом должно быть достаточно воды, чтобы регулярно промывать и мочить кисть.
Роспись дерева акварелью и ее особенности
Технология росписи деревянных оснований акварелью подразумевает быстрое нанесение краски на поверхность. Некоторые утверждают, что акварель совсем непригодная для таких покрытий, потому как обильное намокание дерева приводит к его порче. Исправить ситуацию и научиться правильно делать роспись по дереву акварелью можно – необходимо всего лишь подобрать грамотную технику.
Для начинающих роспись акварельными красками не должна быть сложной процедурой, потренироваться можно на деревянных заготовках в виде матрешек. После перевода рисунка необходимо провести 1 раз мокрой кистью по тому участку заготовки, который нужно разукрасить. Делается это для лучшего сцепления краски. Поэтапно сначала разрисовывают большие участки, после чего придают цвета деталям.
Использование акварели по дереву имеет ряд особенностей:
- способность создавать легкие и воздушные изображения, оснащая их тенями и цветовыми переходами;
- отсутствие рельефности мазка, чего не скажешь про раскрашивание деревянных оснований акрилом или масляными красками;
- нарисованное на дереве акварелью лицо наиболее точно правдиво передает оттенки;
- возможность смешивания акварели с другими видами красок для росписи по дереву.
Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком. Акварелью также украшают фоны на панно, ведь данная краска – пигмент, разбавленный водой, который наиболее оптимально подходит для больших участков.
Подготовка к работе
Чтобы нанести красивые узоры на деревянные изделия, вам не обойтись без следующих приспособлений:
- Самого деревянного предмета, на который и будет наноситься выбранный шедевр.
- Палитры для смешивания красок.
- Мягких карандашей и стиральной резинки.
- Наждачной бумаги для обработки поверхности изделия.
- Жестких листов бумаги для выполнения эскизов.
- Кисточек для рисования разных размеров и степени жесткости.
- Готовых шаблонов.
- Красок определенного вида.
- Грунтовки и прозрачного лака для закрепления, чтобы рисунок не испортился от воздействия влаги.
Сначала наждачной бумагой или шкуркой доводят основу до гладкого состояния. Затем на древесину наносят грунтовку, подходящую определенному виду красящего средства. Когда грунт высохнет, приступают к нанесению основы в нужном тоне. Как только она станет сухой, начинают наносить сам рисунок.
Виды художественной росписи
В середине 20 века виды росписи по дереву из ремесленного вида искусства перешли в художественные и их изучают и школах изобразительного творчества. Различные виды техник характеризуются своим неповторимых и узнаваемым орнаментом, который исторически развивался в ногу со временем и эволюцией красок и материалов.
В наши дни достаточно использовать специальные краски по дереву и приобрести деревянные изделия, лаки и укрепляющие средства для поделок. Многие современные мастера не только привносят новизну в работы, но и продолжают традицию росписи деревянных изделий.
Первые уроки для начинающих мастеров состоят в изучении принципов рисования каждого вида. Городецкая роспись по дереву характеризуется растительным орнаментом яркими расцветками, преимущественно на желтом фоне, но в наши дни фону в этом виде росписи уделяют меньше внимания, так как рисунок хорошо смотрится на чистой деревянной фактуре.
Используются также идеализированные изображения птиц, животных, в частности вороных коней, деревьев. В древние времена городецкая роспись также изображала крестьянскую и купеческую жизнь тех времен. На картинках ниже видно пример.
Хохломская роспись существующая в массовом производстве и по сей день, стала визитной карточкой России. Это не просто разрисовка, а целая технология производства деревянных изделий, при обработке которых используется олифа, глина, алюминиевый порошок и лак. В результате многоэтапных действий изделия сначала обретают серебристую окраску, расписывают преимущественно черной и красной красками, иногда выполняют листья зеленым цветом. В конце работы покрывают лаком, и серебристая окраска становится позолоченной. Такая технология росписи пришла от иконописцев.
Элементы хохломской росписи — это в основном густая растительность, большие цветы, завитки, листья, ягоды рябины, клубники, встречаются декоративные птицы, петухи лебеди, но главным символом хохломы является жар-птица.
Также этот вид разрисовки делится на два типа техники — верховую и фоновую. Верховая роспись подразумевает собой нанесение рисунка на фон, а фоновая нанесение контуров и нанесением черного или красного фона.
Мезенская роспись изображает черно-красных орнаментов, более напоминающая пещерную наскальную живопись.
Роспись гжель также не спутать с другим искусством, своими синими пышными цветами на белом фоне.
В современном искусстве росписи по дереву мастера-художники пользуются различными техниками для создания стиля декора, сувенирных наборов посуды. В подарок преподносят собственноручно разрисованные тарелки, конфетницы, салатницы, разделочные доски.