Как проверить мультиметром транзистор?
Содержание:
- Проверка светодиодной ленты
- Ошибка №1 – Измерение тока в розетке
- Частые неисправности
- Ошибка №7 – Продолжительность замеров
- Диагностика светодиода в фонарике
- Как проверить диод мультиметром
- Что можно проверить
- Измерение напряжений
- Проверка аккумулятора мультиметром
- Профилактика поломок
- Установка прибора в нужный режим для проверки
- Ошибка №2 – Заряд батарейки
- Проверка составного транзистора
- Определяем характеристики диодов
- Проверка диодов, конденсаторов и транзисторов
Проверка светодиодной ленты
Светодиодная лента представляет собой источник света, состоящий из множества элементов. Они расположены равномерно по длине ленты и сгруппированы по три. Это позволяет разрезать светодиодную ленту на отрезки практически любой длины, не ухудшая при этом ее эксплуатационных свойств. Главное, чтобы разрез не приходился на середину группы из трех элементов.
Проверка ленты заключается в подаче тока на контакты питания. Если лента горит, она исправна. Если не горит вся лента, неисправность нужно искать в подводящих проводах. Для этого можно их прозвонить тестером. Можно для проверки целостности проводов измерить сопротивление мультиметром.
Если при включении питания в ленте не горят отдельные группы, проблема не в подводящих проводах, а в конкретном сегменте со светодиодами. В этом случае они проверяются по методике, описанной выше, а также проверяется резистор (он один на всю группу) на соответствие заданному значению сопротивления.
Ошибка №1 – Измерение тока в розетке
Как измерить силу тока в розетке и узнать, действительно ли она соответствует своим заявленным характеристикам (6А или 16А)? Типа воткнул щупы, а прибор тебе Амперы показывает.
Ответ – никак. Единственное, что можно измерить в розетке мультиметром – это переменное напряжение.
Никогда не вставляйте щупы в гнезда розетки, установив переключатель режимов в положение “замер тока”!
Да, иногда мультиметром проверяют в розетке целостность цепи или наличие КЗ в эл.проводке, путем прозвонки и проверки сопротивления приходящего кабеля.
Но для этого в эл.щитке должен быть отключен не только автомат розеток, но и вводной выключатель.
Во всех остальных случаях “сколько тока в розетке” вы не узнаете. Разве что проверите насколько хорошо работает защита в вашей эл.щитовой.
Вот наглядные последствия таких измерений на кончиках щупов, которые были вставлены в розетку для проверки силы тока. Ток оказался сильнее
А это последствия внутри самого мультиметра.
Обратите особое внимание — большинство дешевых китайских мультиметров вообще не измеряют переменный ток! Об этом говорят надписи на корпусе. Возле разъемов для щупов, где написано 200мА и 10А нарисован значок прямой (-) или прерывистой пунктирной (
.) линии. Он обозначает, что данный мультиметр может измерять только ПОСТОЯННЫЙ ИЛИ ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ТОК (от батарейки, аккумулятора, блока питания и т.п.)
Возле разъемов для щупов, где написано 200мА и 10А нарисован значок прямой (-) или прерывистой пунктирной (. . .) линии. Он обозначает, что данный мультиметр может измерять только ПОСТОЯННЫЙ ИЛИ ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ТОК (от батарейки, аккумулятора, блока питания и т.п.)
О розетках и бытовых приборах здесь и речи быть не может! «Переменка» обозначается волнистой линией ( ~ ).
Частые неисправности
Перед разборкой обязательно посмотрите на искрение, которое обычно происходит в контактно-щеточном механизме. В случае, когда вы заметили повышенный уровень искрения, стоит проверить контакт щеток или наличие межвиткового замыкания в самом коллекторе.
Как правило, основные причины, по которым ломаются коллекторные двигатели – это сильно изношенные щетки или почерневший коллектор. Старые щетки обычно меняют на новые. Они должны быть одинаковыми по размеру и форме. Лучше всего ставить оригинальные детали (от того же производителя, что и двигатель). Менять их достаточно просто: снимается (сдвигается) фиксатор или откручивается болт. Некоторые модели двигателей могут требовать смены не только щеток, но и щеткодержателей. Не забудьте о подключении медного поводка к контакту.
В случае, если щетки в норме, проверьте пружины, которые их прижимают, растянув их.
При потемнении контактной части коллектора, почистите ее, используя мелкую наждачную бумагу. Ее еще называют нулевкой.
Временами на месте, где происходит контакт щеток и коллектора, образуется некая канавка. Ее нужно проточить, используя станок.
Однофазный коллекторный двигатель
Еще одной распространенной поломкой коллекторного однофазного двигателя можно назвать износ подшипников. Если корпус сильно вибрирует во время работы и подшипники бьются, они точно подлежат замене. Если запустить ситуацию, упомянутые детали будут касаться ротора и статора, что может быть чревато их неизбежной заменой. Это уже сложнее и дороже.
Ошибка №7 – Продолжительность замеров
Ток в пределах до 10А нельзя измерять более 10 секунд. Даже китайцы делают об этом предупреждающую надпись на корпусе.
Очень часто такие токи появляются при проверке работоспособности батареек. Батарейка через мультиметр замыкается накоротко и контролируется ее ток.
Токоизмерительный шунт при измерениях больших величин сильно разогревается и может перегореть.
И вообще запомните — мультиметры не предназначены для длительного мониторинга измеряемых величин. Все замеры с их помощью делаются кратковременно.
Приложил щупы, увидел показания, убрал. Нельзя мультиметром непрерывно контролировать ток или напряжение наподобие стационарных приборов.
В сети при отключении-включении оборудования зачастую происходят коммутационные перенапряжения. Кратковременный импульс от них иногда может достигать нескольких киловольт.
Мультиметры, не имеющие никакой защиты от таких импульсов, просто выйдут из строя при первой же серьезной коммутации.
Диагностика светодиода в фонарике
Светодиодный фонарик аккумуляторного или других типов довольно надежное устройство, но и он от поломок не застрахован. Если даже после установки новых батареек свечение остается слабым или вовсе отсутствует, необходимо проверить работоспособность светодиодов и их драйверов.
Проверка фонарика выполняется в следующей последовательности:
- Отвинчиваем крышку или коническую часть в передней части корпуса.
- Извлекаем светодиодный модуль.
- На плате светодиода – две контактные площадки, к которым подводятся красный и черный провод. Красный провод соответствует положительной полярности (маркировка «+» на плате), а черный – отрицательной (маркировка «-»). В соответствии с полярностью на контакты следует кратковременно подать напряжение в 3 – 4 В (не более 4,2 В!). Если яркость свечения светодиода не изменилась, значит его необходимо заменить. В противном случае (светодиод горит надлежащим образом) замене подлежит драйвер.
- Замена светодиода возможна только в том случае, если его плата прикреплена к капсуле светодиодного модуля посредством винтов. Если плата посажена на термоклей, замена будет нецелесообразной, в этом случае меняют весь модуль.
Вот как выглядит светодиодный модуль в фонарике Magicshine
Отвинтив плату, следует отпаять светодиод, а затем установить новый.
Наглядно проверка обособленного светодиода и простота устройства тестера демонстрируется в следующем видео от крупнейшего поставщика электрооборудования в России.
Часто при поломке того или иного электронного устройства мы без раздумий несем потерпевшего в ремонт, где нам предъявляют солидный счет. Между тем, причина аварии может заключаться всего лишь в отказе светодиода, который легко можно заменить своими силами. Таким образом, умение проверить работоспособность этих элементов, которые применяются сегодня довольно широко, позволит сэкономить средства и сократить время ремонта до минимума.
Как проверить диод мультиметром
Обычно выходят из строя силовые, выпрямительные диоды, т. к. через них проходит значительный прямой ток. Причиной неисправностей диодов может быть их перегрев, нарушение теплового контакта с радиатором или увеличение температуры окружающей среды, выход из строя других элементов схемы которые вызвали увеличение допустимого напряжение на диоде, низкое качество их исполнения.
Неисправность выпрямительных диодов может быть причиной повышения напряжения питания на компонентах схемы и возникновения дополнительных неисправностей. Отказ диода может выражаться в коротком замыкании между разными полупроводниками p-n слоя, отсутствию контакта между ними (обрыв) и появлению тока утечки.
Диод является полупроводником, работа которого основана на свойствах p-n перехода. Работа элемента заключается в том, что при прямом направлении анод (+) — катод (-) ток проходит через полупроводниковый переход, так как его сопротивление составляет всего несколько десятков Ом, а в противоположном направлении катод — анод (перевернутый диод) ток отсутствует, т. к. сопротивление перехода достаточно велико.
Используя это свойство p-n полупроводников не трудно проверить работоспособность диода мультиметром. На некоторых мультиметрах есть режим проверки диодов, отмечается он символом диода. При касании красным щупом прибора анода полупроводника, а отрицательного катода другим щупом, то на экране измерительного прибора, при исправном элементе, отобразится напряжение на переходе, в случае германиевых диодов от 0,3 до 0,7 В, и от 0,7 до 1 В для кремниевых полупроводников.
Режим проверки диодов на мультиметре
Различие величины прямого падения напряжения этих полупроводников зависят от различных сопротивлений переходов. Если перевернуть щупы, к положительному аноду прикоснуться чёрным щупом, а к отрицательному катоду красным, то дисплей отобразит падение напряжения близкое к нулю, (в случае рабочего элемента). Если у мультиметра отсутствует такой режим проверки, тогда работоспособность элемента проверяется в режиме сопротивления.
Ставят переключатель мультиметра в положении измерения сопротивлений 1 Ком, и далее красный щуп прикладывают к аноду элемента, а чёрный к катоду. Экран прибора должен отобразить значение сопротивления прямого перехода для исправного диода от десятков до сотен Ом, что зависит от типа полупроводника. Если материал полупроводника германий, то сопротивление прямого перехода меньше, чем у кремниевых элементов.
Если щупы перевернуть, то сопротивление p-n перехода будет велико (при исправном полупроводнике) от нескольких сотен Ком до Мом. Когда сопротивление обратного перехода заметно ниже, тогда можно говорить о недопустимом токе утечки и неисправном элементе.
Что можно проверить
Существует несколько способов проверки жизнеспособности элемента питания, позволяющих проверить:
Заряд без нагрузки
Для получения точных значений используется цифровой тестер, но подходит и аналоговый. Первоначально рекомендуется замерить заряд без нагрузки, это позволит сразу отбросить элементы, питания, подлежащие утилизации.
Порядок тестирования:
- Переключить мультиметр в режим замеров постоянного напряжения.
- Установить чувствительность на уровне 20 В.
- Подключить щупы к токовыводам батарейки, соблюдая полярность.
- Снять показания мультиметра, которые появятся на цифровом экране.
Полученные показания помогут понять, для каких целей можно использовать б/у элемент питания:
- от 1,35В – пригодна для установки в любую электронику, включая технику с повышенным энергопотреблением;
- 1,2-1,35В – подходит для питания электроприборов, где отсутствует пиковая нагрузка, например, часах, фонариках, пультах дистанционного управления;
- менее 1,2В – батарейка отработала положенный ресурс подлежит утилизации в специальном контейнере.
Нормальны заряд батарейки.
Заряд под нагрузкой
При замерах под нагрузкой в качестве потребителя энергии в цепь подключается обычная лампочка от фонарика, обеспечивающая ток 100-150 мА.
Для проверки батарейки мультиметром потребуется:
- Подключить щупы тестера к токовыводам, соблюдая полярность.
- Запитать к цепи лампочку.
- Через 3-40 секунд снять показания с экрана мультиметра.
Полученные данные сопоставляются с таблицей:
- ниже 1,1В – батарейка выработала свой ресурс, её нужно заменить на новую;
- 1,11-1,3В – элемент питания пригоден для установки в электронику со сниженными энергопотреблением;
- от 1,35 – батарейка почти новая, её можно использовать без ограничений.
Сила тока
Способ измерения, позволяющий получить точную картину о состоянии элемента питания. Одновременно, он негативно влияет на работоспособность, как правило, используется для тестирования новых батареек.
Алгоритм действий выглядит так:
Порядок измерения силы тока.
- Мультиметр переключается в режим измерения максимального значения постоянного тока.
- Щупы фиксируются на -/+ клеммах.
- С экрана снимаются показания.
Нормальной силой тока для нового элемента питания считается значение 4-6А. Если на дисплее высвечивается сила тока 3-3,9 Ампера – батарейка пригодна для использования в электронике. При значениях 0,7А-1,1А можно переставить ИП в часы, пульт дистанционного управления, где он ещё проработает некоторое время.
Напряжение
Проверка батарейки под нагрузкой.
Напряжение батарейки определяется под нагрузкой. Для этого к элементу питания подключается мультиметр и лампочка. Нагрузка на батарейку должна подаваться 3-40 секунд, после чего снимаются показания.
Если напряжение ниже 1,1 Вольта – батарейку необходимо утилизировать.
Емкость
Проверка ёмкости одноразовой батарейки не отличается от других способов работы с мультиметром. Измерительный прибор переключается в режим 10 Ампер. Далее, красный щуп подаётся на плюсовую клемму, чёрный – на минус. Замер необходимо проводить быстро – не более 10 секунд, иначе батарейка может разрядиться, выйти из строя (тестирование проводится путём замыкания цепи, что негативно влияет на банки). Если на экране появилось значение 0,2 Ампера, батарейку необходимо сдать в утиль.
При помощи тестера можно понять, есть ли ещё ресурс в батарейке, соответственно, владелец может сэкономить на покупке новых ИП. Для проверки достаточно знать исходные данные, подключить мультиметр, соблюдая полярность.
Измерение напряжений
Во время измерения напряжений не дотрагивайтесь до металлического основания щупов.
Измерение переменного напряжения
Для измерения переменного напряжения в розетке переводим переключатель к значку V~ на 750 В.
Мультиметр выставлен на измерение переменного напряжения
Если вы не знаете примерные значения источника напряжения, то всегда нужно ставить предел измерений прибора на максимум.
Нельзя дотрагиваться до металлического основания щупов. Это опасно. Как можно заметить, на фотографии мультиметр показывает 222 В.
Проверка сетевого напряжения мультиметром
И именно поэтому был выбран предел 750 В. Если поставить меньше — прибор покажет бесконечность, и может выйти из строя.
Измерение постоянного напряжения
Чтобы измерить постоянное напряжение, нужно переключить прибор к значку V—.
Мультиметр выставлен на измерение постоянного напряжения
Так как в приведенном примере измеряется аккумулятор 18650, то наверняка его максимальное значение не может быть выше 5 В. Поэтому, можно смело ставить 20 В, если вы уверены в источнике и в своих предположениях.
Если при измерении постоянного напряжения вы увидите знак минус перед числом(-), то это значит, что перепутана полярность источника.
Измерение напряжения аккумулятора
То есть, черный щуп, который по умолчанию это минус, подсоединен к плюсу аккумулятора. И на красном щупе, соответственно, минус источника. Благодаря этому можно узнать полярность неизвестного источника.
Правильная полярность прибора и аккумулятора
Меняем местами щупы на аккумуляторе на противоположное, и теперь точно знаем, где плюс у аккумулятора, а где минус. Это очень полезная функция цифрового мультиметра. По сравнению с аналоговым, он не повреждается, если перепутать щупы местами, и можно точно определить, где плюс и минус источника напряжения.
Проверка аккумулятора мультиметром
Проверку необходимо проводить только под нагрузкой. Проверить, сколько ампер в аккумуляторе мультиметром, лишь с использованием внутренней емкости аккумуляторной батареи невозможно из-за ее малой величины – полученные показатели не отобразят истинных цифр.
Измерить тестером можно не только рабочий ток, но и ток утечки АКБ. Перед тем как проверить мультиметром, сколько ампер составляет ток утечки, необходимо помнить, что он может доходить до нескольких ампер. Поэтому выставлять пределы измерений на приборе нужно правильно, лучше до 10 А.
Читать также: Настройка магнитолы под фронт
На практике до того, как проверить амперы на аккумуляторе мультиметром, следует откинуть с клеммы аккумуляторной батареи плюсовой провод и включить в полученный разрыв измерительный прибор. После этого нужно:
- выбрать на мультиметре режим для замера силы тока;
- зафиксировать «крокодилами» провода и поочередно вытаскивать предохранители, которые отвечают за электронный модуль в автомобиле.
При некоторой практике вы не только будете знать, как проверить амперы мультиметром, но и с легкостью сможете обнаруживать причины утечки, не обращаясь в сервисный центр.
Профилактика поломок
Пылесосы ломаются чаще других бытовых приборов, что связано с установкой в них коллекторных электродвигателей, имеющих высокую частоту вращения. Охлаждение мотора основано на воздушном обдуве, поэтому время работы прибора без воздушной струи должного напора составляет не более 10-15 минут. Если вовремя не выключить пылесос, то возникнут серьезные неисправности, требующие капитального ремонта. Во избежание этих последствий следует придерживаться некоторых правил эксплуатации, основанных на соблюдении режимов работы.
Итак, пылесос – это важный бытовой прибор, который используется практически ежедневно. Несмотря на простую конструкцию, поломки достаточно часто возникают и в зарубежных, и в отечественных моделях. Стоимость ремонта в сервисных центрах нередко необоснованно завышена, учитывая тот факт, что некоторые проблемы можно устранить за несколько минут путем банальной замены поврежденной детали. При этом большинство работ можно реализовать самостоятельно.
Установка прибора в нужный режим для проверки
Мультиметр (тестер) – это компактное устройство, позволяющее выполнять различные электрические измерения. Оно удобно для идентификации повреждений в электросети и электроинструментах.
Процедура прозвонки предполагает проверку целостности электроцепи и наличия прямого контакта. В большинстве моделей тестеров этот режим встроен изначально. Для его активации нужно повернуть переключатель в центре устройства в соответствующее положение (к значку зуммера или диода).
Кроме того, необходимо верно подсоединить щупы-измерители. Щуп черного цвета следует вставить в отверстия с обозначением «COM» и значком заземления. Измеритель красного цвета нужно вставить в разъем со знаком «VΩmA». Тестирование можно начинать сразу после постановки элементов управления в необходимое положение.
Наконечники из металла нужно замкнуть, после чего должен раздаться пищащий звук зуммера. На дисплее отобразятся нулевые значения, которые означают, что нет никакого сопротивления или разрыва. Если же цепь 220 Вольт разомкнулась, на экране отобразится цифра “1”.
Ошибка №2 – Заряд батарейки
Все современные мультиметры имеют внутри корпуса элемент питания, не важно какой именно – крону на 9V, пальчиковые батарейки или круглые “таблетки”. Важно, чтобы вы знали, что если эта самая батарейка будет сильно разряжена, то прибор начнет безбожно врать и его погрешность составит десятки процентов в меньшую или большую сторону
Важно, чтобы вы знали, что если эта самая батарейка будет сильно разряжена, то прибор начнет безбожно врать и его погрешность составит десятки процентов в меньшую или большую сторону. Поэтому, если показания на табло у вас вызывают сомнения, не нужно грешить на тестер и ругать дешевую китайскую продукцию, попробуйте просто заменить батарейку
Поэтому, если показания на табло у вас вызывают сомнения, не нужно грешить на тестер и ругать дешевую китайскую продукцию, попробуйте просто заменить батарейку.
Есть приборы, которые прямо на табло показывают уровень заряда встроенного элемента питания.
Емкость пальчиковых или мизинчиковых батареек без мультиметра можно проверить тестом на прыгучесть.
Круглые таблетки проверяются светодиодами.
А вот для кроны понадобится уже другой мультиметр.
Проверка составного транзистора
Такой полупроводниковый элемент еще называют «транзистор Дарлингтона», по сути это два элемента, собранные в одном корпусе. Для примера, на рисунке 6 показан фрагмент спецификации к КТ827А, где отображена эквивалентная схема его устройства.
Рис 6. Эквивалентная схема транзистора КТ827А
Проверить такой элемент мультиметром не получится, потребуется сделать простейший пробник, его схема показана на рисунке 7.
Рис. 7. Схема для проверки составного транзистора
Обозначение:
- Т – тестируемый элемент, в нашем случае КТ827А.
- Л – лампочка.
- R – резистор, его номинал рассчитываем по формуле h21Э*U/I, то есть, умножаем величину входящего напряжения на минимальное значение коэффициента усиления (для КТ827A — 750), полученный результат делим на ток нагрузки. Допустим, мы используем лампочку от габаритных огней автомобиля мощностью 5 Вт, ток нагрузки составит 0,42 А (5/12). Следовательно, нам понадобится резистор на 21 кОм (750*12/0,42).
Тестирование производится следующим образом:
- Подключаем к базе плюс от источника, в результате должна засветиться лампочка.
- Подаем минус – лампочка гаснет.
Такой результат говорит о работоспособности радиодетали, при других результатах потребуется замена.
Определяем характеристики диодов
Соберите простейшую схему для снятия характеристик светодиода. Она на столько проста, что можно это сделать, не используя паяльник.
Давайте сначала рассмотрим, как узнать мультиметром на сколько вольт наш светодиод, с помощью такого пробника. Для этого внимательно следуйте инструкции:
Соберите схему. В разрыв цепи (на схеме «mA») установите мультиметр в режиме измерения тока.
Переведите потенциометр в положение максимального сопротивления
Плавно убавляйте его, следите за свечением диода и ростом тока.
Узнаём номинальный ток: как только увеличение яркости прекратится, обратите внимание на показания амперметра. Обычно это порядка 20мА для 3-х, 5-ти и 10-ти мм светодиодов
После выхода диода на номинальный ток яркость свечения почти не изменяется.
Узнаём напряжение светодиода: подключите вольтметр к выводам LED. Если у вас один измерительный прибор, тогда исключите из неё амперметр и в цепь подключите тестер в режиме измерения напряжения параллельно диоду.
Подключите питание, снимите показания напряжения (см. подключение «V» на схеме). Теперь вы знаете на сколько вольт ваш светодиод.
Как узнать мощность светодиода мультиметром с помощью этой схемы? Вы уже сняли все показания для определения мощности, нужно всего лишь умножить миллиамперы на Вольты, и вы получите мощность, выраженную в милливаттах.
Однако на глаз определить изменение яркости и вывести светодиод на номинальный режим крайне сложно, нужно иметь большой опыт. Упростим процесс.
Таблицы в помощь
Чтобы уменьшить вероятность сжигания диода определите по внешнему виду на какой из типов светодиодов он похож. Для этого есть справочники и сравнительные таблицы, ориентируйтесь на справочный номинальный ток, когда проводите процесс снятия характеристик.
Если вы видите, что на номинальном значении он явно не выдает полного светового потока, попробуйте кратковременно превысить ток и посмотрите продолжает ли также быстро как ток нарастать и яркость. Следите за нагревом LED’а. Если вы подали слишком большую мощность – диод начнет усиленно греться. Условно нормальной будет температура при которой держать руку на диоде нельзя, но при касании ожога он не оставляет (70-75°C).
Чтобы понять причины и следствия проделывания данной процедуры ознакомьтесь со статьёй о ВАХ диода.
После всей проделанной работы проверьте себя еще раз – сравните показания приборов с табличными значениями светодиодов, подберите ближайшие подходящие по параметрам и откорректируйте сопротивление цепи. Так вы гарантированно определите напряжение, ток и мощность LED.
В качестве питания схемы подойдет батарейка крона 9В или аккумулятор 12В, кроме этого вы определите общее сопротивление для подключения светодиода к такому источнику питания – измерьте сопротивления резистора и потенциометра в этом положении.
Проверить диод очень просто, однако на практике бывают разные ситуации, поэтому возникает много вопросов, особенно у новичков. Опытный электронщик по внешнему виду определит параметры большинства светодиодов, а в ряде случае и их исправность.
Проверка диодов, конденсаторов и транзисторов
Как правильно пользоваться мультиметром, проверяя радиодетали. Проверка диода – это, определение наличия его сопротивления, по сути, как прозвонка проводов и кабелей. Поэтому черный щуп устанавливается в гнездо com, красный в V/Ω. При этом сам черный щуп соединяется с катодом диода, то есть, с минусовым концом, красный с анодом. На дисплее прибора (омметра) должно высветиться значение прямого сопротивления диода. Если поменять щупы местами на концах радиодетали, то на мониторе должна появиться единица. Это, конечно, в том случае, если диод в исправном состоянии.
- Если в двух направлениях проверки работающий прибор показывает единицу, то диод сгорел.
- Если показывает минимальные показатели (меньше единицы), пробит.
Как нужно пользоваться мультиметром при проверке транзистора. Это тоже несложно. Надо аппарат перевести в режим «hfe». У подключаемого транзистора три выхода: база, эмиттер и коллектор. Такие же обозначения есть и на аппарате: B, E, С. Концы транзистора и точки ввода надо совместить, все должно соответствовать расшифровке. Как только это произойдет, на приборе покажутся значения усиления транзистора.
Как правильно работать мультиметром при проверке емкости конденсатора. Сам показатель можно узнать, установив радиодеталь двумя концами в секторе «Cx». Переключатель также указывает на этот сектор. Здесь несколько пределов, поэтому, зная емкость проверяемого элемента, можно подогнать под необходимый показатель. На дисплее высветится номинальное значение емкости.