Уникальные славянские топоры: 10 фото с индивидуальным травлением

Содержание:

Травление – самый важный этап изготовления топорика

Для травления лучше всего использовать инверторный сварочный аппарат на минимальном токе (30 А). В качестве электролита ─ раствор воды (3,5 л) и соли (700-750 г). Перед началом работы лучше проверить интенсивность травления на любом куске металла.

ФОТО: YouTube.comЭлектролит готов, сварочник на месте, можно начинать

Подключение элементов к сварочным проводам

Первым делом на плюсовой кабель цепляется топорик, который полностью погружается в электролит. А вот с минусовым контактом нужно поработать. Для увеличения площади, погружённой в электролит, можно использовать монтажную пластину для металлического профиля. Она должна быть выгнута так, чтобы контакты находились по обеим сторонам от топорика.

ФОТО: YouTube.comМонтажная пластина прекрасно подойдёт для травления

Порядок травления, проверка, защита сварочного аппарата

Опустив минусовую пластину в электролит, требуется убедиться, что обе её стороны равноудалены от топорика. Только после этого можно включить сварочный аппарат. Практически моментально начнётся бурная реакция. Это выглядит так, будто электролит закипает. На самом деле это недалеко от истины, электролиз делает своё дело. Неокрашенный металл вытравливается. Окрашенной поверхности никакого вреда не причиняется, она остаётся нетронутой.

Травление производится в 5 заходов. Сварочный аппарат выключается через каждые 2 минуты, чтобы он мог отдохнуть. Получается, что общее время травления составляет около 10 минут. После этого топор можно достать из электролита.

ФОТО: YouTube.comЭлектролит сначала закипает, а после темнеет

По прошествии нужного времени топорик можно достать из ёмкости и оценить результат. Если глубина травления кажется малой, можно продолжить. Если же всё в порядке, то пора удалять краску.

ФОТО: YouTube.comЕсли глубина травления устраивает, можно переходить к следующему этапу

Заключительная часть работы с металлом

Топор требуется отмыть от соли под проточной водой и высушить, после чего удалить с него краску. Это можно сделать мелкой наждачной бумагой или ацетоном. Далее вся поверхность должна быть отполирована. Для этой цели прекрасно подойдёт войлочный круг, установленный на наждаке или дрели. Только после полировки можно полностью оценить, каков результат произведённой работы.

ФОТО: YouTube.comМожно сказать, что получилось очень даже неплохо

Особенности

Нюансами процесса является простота и низкие требования в плане технической подготовки. Гальваника (второе название) топора не требует дорогого оборудования.

Основные этапы процесса такие:

  1. Подготовка головы к выполнению узора: снятие загрязнений и коррозии, зачистка до металлического блеска с помощью электроинструмента (достаточно болгарки с лепестковыми кругами), обезжиривание (растворитель).
  2. Нанесение желаемой графики – выполняется посредством лакокрасочных материалов (от лака для ногтей до обычной малярной краски) или трафаретов и элементов, вырезанных из бумаги и посаженных на клей с сильным сцеплением.
  3. Интересное решение – создать несколько слоев рисунка. Суть принципа – в одинаковой скорости электрохимических процессов при нанесенных друг на друга защитных слоях и «съедании» незащищенного металла.
  4. Для этого требуется на металл в 2-3 слоя нанести различные рисунки, оптимально – не краской, а бумагой или самоклеящейся пленкой. После травления каждый из слоев получит свою степень глубины обработки.
  5. Подключение головы к источнику тока и погружение в раствор.
  6. Подача тока и наблюдение.

По времени процесс займет от 10-15 до 30-40 минут – в зависимости от степени сложности нанесенного узора и мощности покрытия. Рекомендуется периодически отключать ток и доставать голову.

По достижении требуемого результата следует промыть голову будущего топора от раствора и снять остатки защитного покрытия.

После этого останется дополнительно заполировать и обработать специальной пастой (для блеска и долговечности).

Кованый топор с травлением.

Изготовление топорища

Существуют различные способы в производстве ручки. На выбор влияют:

  • навыки;
  • инструмент;
  • материал;
  • размер;
  • форма.

Рукоятка кувалд и колунов имеет вид прямой палки, в других разновидностях – имеет изогнутую форму.

На повышенную износостойкость влияют:

  • прочность породы;
  • правильное расположение волокон.

Волокна располагаются вдоль ручки. Косая текстура способствует поломке при работе и рассыханию.

Методы изготовления

Производство возможно двумя способами:

  • механическим (при наличии циркулярки и шлифовального оборудования);
  • своими руками с помощью рубанка или топора.

Необходимые инструменты

При самостоятельном производстве не обойтись без:

  • ножовки;
  • топора;
  • карандаша или маркера;
  • молотка;
  • рашпиля;
  • наждачной бумаги.

В редких случаях опытные мастера используют только топор в процессе.

Пошаговый процесс

Инструкция:

  1. Рисуют шаблон желаемого прибора на бумаге или дереве. Шлифовка ручки.Мастера выбирают чертёж индивидуально.
  2. Необходимо обточить дерево вдоль волокон с помощью рубанка. Основная часть должна быть уже, чем верхняя крайняя.
  3. Делаются надрезы поперечные с обоих боков, чтобы была возможность более точно вырезать.
  4. Сделав ручку, её надо отшлифовать наждачной бумагой.

Декорирование и пропитывание топорища

Окончательным этапом является украшение с помощью:

  • символа;
  • яркого орнамента;
  • фирменной резьбы.

Декор зависит от личного пожелания плотника. Древесине нужна дополнительная финишная обработка, чтобы предотвратить:

  • сырость;
  • плесень.

К этим проблемам приводит неправильное хранение и эксплуатация. Для пропитки используют:

  • льняное масло;
  • олифу.

Запрещено использование:

  • химических красок;
  • лаков.

Они нарушают амортизацию, а агрессивные вещества в составе эмалей разъедают дерево. Пропитку выбирают на своё усмотрение, учитывая опыт в таких вопросах.

Как заворонить топор в домашних условиях?

Ржавчина появляется на металле не только от воздействия влаги, но и при взаимодействии с воздухом. Причин тому достаточно много:

  • металл покрывается рыжими пятнами при повышенной влажности (от 60%);
  • газы в атмосфере ускоряют процесс разрушения;
  • активные и пассивные частицы в виде твёрдых включений увеличивают скорость ржавения;
  • понижение температуры приводит к испарению влаги, что способствует скорой коррозии;
  • стали обладает термодинамической неустойчивостью.

Чем поможет воронение топора?

Специалисты отмечают, что стальные изделия обязательно нужно воронить. Процесс помогает защитить изделия от коррозии. Поверхность обрабатывают оксидированием, а затем маслом.

Толщина слоя покрытия составляет от 1 до 10 мкм. Чем он выше, тем лучше защита от коррозии. Процедуру проводят при низких температурах. В условиях жаркой погоды применяют исключительно щелочной раствор, так как он более щадящий.

Подготовка к воронению

Операцию проводят на открытом воздухе или в хорошо вентилируемой мастерской, специально подготовленной для работы с химикатами. Обязательно приобрести защитную одежду, крепкие перчатки и маску, которые оградят кожу и органы дыхания от воздействия вредных веществ.

Химические компоненты хранят в специальных ёмкостях, которые не подлежат разрушению. Защитная одежда и маска помогут избежать ожога слизистых оболочек.

Способы обработки металла

Выделяют три главных метода: щелочной, кислотный и термический. Каждый из них имеет собственные преимущества. При этом обрабатывают такими способами не только топоры, но и оружие, а также другие металлические предметы.

Щелочное воронение построено на способности материала к окислению. Это популярный метод, который пройдёт успешно, если чётко соблюдать инструкцию. Процедуру проводят в условиях помещения, которое хорошо проветривается. Температурный режим варьируется от 135 до 150 градусов.

  1. Чистят и обезжиривают насадку топора.
  2. Наливают в фарфоровую ёмкость 100 мл воды.
  3. Добавляют 30 г натрия азотнокислого и технической соды 100 г.
  4. Хорошо перемешивают состав и нагревают до температуры в 150 градусов.
  5. Прибор опускают в полученную жидкость на полчаса.
  6. Промывают в дистиллированной воде.
  7. Просушивают на воздухе.
  8. Смазывают машинным маслом.

После обработки насадка топора покрывается плотной чёрной плёнкой с синеватым отливом. Если требуется более мощная защита, увеличивают количество щёлочи в растворе.

Кислотное воронение предполагает похожую обработку. Для начала обезжиривают поверхность и тщательно просушивают. Затем в литр чистой воды добавляют по 2 г виннокаменной и дубильной кислоты, перемешивают и нагревают до 150 градусов.

Помещают топорище в раствор на 17 минут, затем вынимают и ополаскивают чистой водой. После этого погружают на час в машинное масло. В завершение протирают ветошью и сушат на открытом воздухе.

Самым старым и простым способом считается термическое воронение металла. Результат достигается за счёт нагревания. Цвет после обработки напрямую зависит от величины температуры:

  1. 220–229 – покрывается бледно-жёлтым налётом.
  2. 230–255 – жёлто-золотистый или жёлто-красный.
  3. 256–280 – лиловый или пурпурный.
  4. 281–295 – голубой.
  5. 296–320 – тёмно-синий.

Для работы потребуется газовый фен, пассатижи, ветошь, ванночку для автомобильного масла и сааму жидкость в количестве поллитра. Также понадобится сухая салфетка. С помощью фена нагревают деталь до определённой температуры, затем опускают в масло и выдерживают несколько минут. Достав, промокают салфеткой и высушивают.

В последнее время воронение используют в качестве декоративной отделки, так как существуют специальные антикоррозийные растворы, защищающие металл от разрушения. При самостоятельной обработке в домашних условиях, придерживайтесь советов профессионалов и соблюдайте технику безопасности.

Немного о размерах и формах

Каждый мастер делал топор своими руками, ориентируясь на свой рост и специфику применения. Не секрет, что инструмент, предназначенный для колки дров, будет несколько отличаться от аналогичного изделия, предназначенного для вырубки деревьев. При этом небольшой плотницкий топорик для мелкой столярной работы будет представлять собой полную противоположность двум перечисленным выше категориям.

Несмотря на это, профессиональный топор с деревянной ручкой всегда состоит из трёх основных частей:

  • рабочая часть, выполненная из металла с заточенной передней частью;
  • топорище – рукоять, выполненная из дерева;
  • клин – распорный элемент, соединяющий части конструкции вместе.

При самостоятельном изготовлении особое внимание уделяется именно металлической части, иначе инструмент просто не будет справляться со своей основной функцией. Здесь учитывается не только форма и материал, а также соотношение сторон и угол заточки

Современные топоры обычно изготавливаются из среднелегированной инструментальной стали, которая прошла температурную обработку и закалку.

Форма лезвия подбирается в зависимости от области применения. Например, изделия, предназначенные для лесорубов, часто используются для подрубания древесных стволов и удаления крупных сучьев. Такая работа требует большой глубины проникновения, поэтому форма топора должна быть клиновидной. Колуны, которые используют для рубки дров, имеют похожую форму, но обладают более толстыми «щеками» и острым углом заточки.

Длина и размер топорища напрямую зависят от ударных нагрузок. Если необходима значительная сила удара, рукоять делают удлинённой, чтобы обеспечить больший замах. Здесь соблюдаются размеры 700-900 мм. Длина рукоятей у топоров для сруба (плотницкого инструмента) обычно не превышает 500 мм, хороший колун крепят на древке порядка 800 мм.

Форма топорища должна обеспечивать удобный захват, поэтому срединную часть всегда делают криволинейной, посадочное место и хвостовик имеют утолщения. Угол посадки лезвия обычно варьируется в пределах 70-90 градусов.

Достоинства и недостатки электрохимического и химического травления

К плюсам электрохимического травление металла в домашних условиях относится то, что создаваемый рисунок более чёткий, это хорошо видно, если взглянуть на него при увеличении. Однако минусом является то, что этот метод требует наличия электрического прибора, который может быть далеко не у каждого.

К плюсам химического травления относится то, что всё необходимое можно купить в хозяйственном магазине. Эти ингредиенты дёшево стоят, и, что самое главное, не потребуется где-то искать блок питания или другие приборы, способные выдавать от 4 до 7 В. Однако минусом являются неидеальные края рисунка.

Решил поделиться с вами довольно простым способом травления металла в домашних условиях на примере клинка. Итак, нам понадобится:

  • собственно, сама железяка (в моем случае, откованный клинок для ножа).
  • Маркер или карандаш.
  • лак для ногтей (можно порыться в сумочке жены или купить в супермаркете самый дешевый).
  • растворитель.
  • медный купорос (100-200 грамм).
  • наждачная бумага (80, 400, 1200 грид).

Для начала берем клинок, хорошенько проходимся по нему наждачной бумагой и растворителем.

После этого, набросаем на него эскиз предполагаемого рисунка маркером.

Лаком для ногтей аккуратно закрашиваем свой эскиз. Если лак выступает за пределы эскиза — ничего страшного, все это можно легко протравить в дальнейших операциях.

Прошу обратить внимание: Лак образует плёнку, которая защищает металл от травления. Поверхность под лаком травиться не будет. Поверхность под лаком травиться не будет

Поверхность под лаком травиться не будет.

Кроме самого рисунка, стоит защитить торцы изделия, а в моем случае еще и РК клинка.

Даем лаку подсохнуть некоторое время, затем начинаем корректировать рисунок и исправлять косяки. Для корректировки можно использовать шило или обычную иголку. Убираем лишние ляпы и правим линии, чтобы они выглядели более плавными.

Теперь начинается химия процесса: Для травления нам нужен раствор медного купороса и соли.

Я использовал на литр воды 100гр. соли и столько же купороса.

Воду для раствора лучше брать горячую(только что скипевшую), чтобы сократить время реакции.

Опускаем наше изделие в раствор, ждем. Предположительное время травления 25-40 минут. Все зависит от того, какая глубина травления вас устроит. Чтобы ускорить реакцию можно увеличить концентрацию купороса.

Во время процесса на клинке образуется рыжий налет, который мешает дальнейшему протеканию реакции травления, поэтому периодически необходимо доставать клинок и промывать его под теплой струй воды. Никаких щеток и металлических губок, в противном случае, вы сорвете лак с изделия. Проверить, достаточно ли глубоко мы протравили можно на ощупь. Раствор сам по себе безвреден, как и налет, так что проверяйте смело. (Единственная опасность — можете испачкать руки)

Здесь, стоит отметить еще один момент: следите, чтобы ваша железка не протравилась слишком глубоко, иначе, раствор начнет съедать не только незащищенную поверхность, но и вгрызаться сбоку под лак, если только вам не нужен эффект искусственного старения.

Как только мы решили, что металл достаточно глубоко протравлен, достаем поделку из раствора, хорошо промываем под напором воды, протираем растворителем, шкурим и полируем наждачкой по возрастающей, начиная с 80 грид, заканчивая 1200 грид. Если под рукой есть бор-машинка, неплохо бы шлифануть ею неровности рисунка.

В конце можно пройтись войлоком, если считаете нужным.

Осталось только сделать рукоять и отполировать клинок до зеркала. К сожалению, изображения готового клинка с ножнами у меня нет, т.к. эти фотографии делались давно и для других целей, а для мастер-класса я решил использовать только сейчас.

Спасибо за внимание. Надеюсь, кому-нибудь оказался полезным

Шаг 2: Приготовления

Подготовка к работе – это самый важный момент во всем процессе. Если не подготовиться должным образом, то результаты работы могут вас разочаровать.

  1. Разберите ваш нож. Постарайтесь запомнить, в какой последовательности вы его разбирали, откуда какая деталь. Приберите все эти маленькие винты, шайбы и т. д. в контейнер или на магнит. Если не хотите разбирать нож, тогда надежно изолируйте все части ножа, кроме лезвия, чтобы на них не попало хлорное железо.
  2. Очистите лезвие ацетоном. Ацетон очистит поверхность и подготовит ее к травлению. Постарайтесь не касаться лезвия голыми руками после очистки, т.к. жир с пальцев попортит вам всю картину.

Узоры для графировки

В качестве узоров для гравировки принимается любое графическое изображение с такими элементами:

  • обычные линии, простые геометрические фигуры, абстракции, орнаменты;
  • узоры и народные мотивы (чаще других задействуются скандинавские, славянские и отдаленно индийские — играет роль их самобытность и распространенность), в частности — кельтские кресты;
  • руны, буквы, иероглифы, всевозможные символы;
  • все, что связано с викингами: топоры, шлемы, лодки и просто лица с бородами и шрамами;
  • животные: медведи, волки, слоны и прочие, чей вид и способности ассоциируются с силой или иными качествами, полезными в бою и работе;
  • прочие представители животного мира: птицы, змеи, рыбы;
  • нечто известное и культовое: от розы ветров до политических деятелей.

Ограничивают полет фантазии только имеющиеся творческие возможности рисования и технические средства.

Рисунки — плод фантазии и возможностей.

Разновидности топоров

Рассмотрим вариации топоров:

  • Колун – тяжелый конусообразный топор. Из-за большого веса хорошо подойдёт для рубки крупных, твёрдых пород дерева.
  • Столярный – небольшого веса и размера, имеет заострённое лезвие. Используют при внимательной, точной, аккуратной работе с древесиной.
  • Таёжный – подходит для сруба деревьев, заготовки деревьев, сооружения хижины, удаления коры, сучьев.
  • Цалда – предназначен для чистки территории от кустарников.
  • Кухонный (поварский) – предназначен только для рубки костей. Из себя представляет небольшой топорик, с короткой ручкой и крупным «лезвием».
  • Лесорубский – применяют лишь для рубки деревьев. Состоит с длинного топорища и широкого, острого лезвия.

Из всех приведённых видов нужнее и полезнее всех таёжный топор.

Отличительные черты таёжного топора:

  • Небольшой вес.
  • Маленькая площадь колющей поверхности (даёт возможность максимально глубоко вогнать его в древесину).
  • Специфическая заточка лезвия (задний край намного меньший, тоньше чем передний.

Подготовка металла к нанесению рельефного рисунка

Сначала весь клинок нужно покрыть лаком. Это необязательно должен быть лак для ногтей, вполне подойдёт состав для покрытия древесины. Но здесь стоит вспомнить, что женская химия высыхает практически моментально. Учитывая то, что покрыть металл потребуется в 2 слоя, это серьёзный повод для использования быстросохнущего состава.

Рисунок, если он не слишком сложен, можно нанести после того, как лак высохнет. Но, при необходимости травления изображения, подобного тому, что я нанёс на предыдущий нож, лучше использовать метод перевода при помощи утюга и спирта, а уже после покрывать сталь бесцветным лаком.

Для травления на одном из кухонных ножей, я выбрал не слишком сложную арабскую вязь. Она была нанесена уже после высыхания лака, после чего покрытие по линиям было удалено. Иными словами, я его просто процарапал иголкой. Отмечу, что края полос нужно аккуратно подравнять – при травлении электролиз выест незащищённые места, а значит, все неровности останутся на металле без возможности последующего исправления.

Арабская вязь нанесена, лаковое покрытие процарапано по ней иголкой, можно приступать к травлению

Инструкция по жидкому травлению ножа

Химический способ проще, не нужно использовать элементы питания. Необходима сильная агрессивная среда. Уже озвучивалось, что способ опасен своими газообразными выделениями. Раскрыть окно или обзавестись хорошей вытяжкой просто необходимо. Снаряжение для безопасности:

  • резиновые перчатки;
  • респиратор;
  • защитные очки;
  • рабочий халат.

Избегать попадания на слизистые оболочки тела. Промывкой водичкой не обойдётся. Химический ожог – страшная вещь. С экипировкой разобрались, теперь дело за материалами:

  • изоляционная лента;
  • лак для ногтей, маркер;
  • шлифовальный станок;
  • дистиллированная вода в ёмкости;
  • пластиковый контейнер;
  • растворитель, ацетон;
  • запас хлорида железа;
  • ватные палочки и диски, зубочистка;
  • наждачка различного зерна.

Нож необходимо подготовить заранее. На цельном изделии защитить рукоять изолентой, разборное – разобрать и работать с клинком отдельно.

Создание защитного слоя

Узор необходимый перенести на изделие, требуется обвести защитным слоем. Учитывая, что на участке с покрытием – реакция проходить не будет, и металл останется светлым. Изначально набросок сделать маркером, а затем покрыть лаком для ногтей. Это наилучший вариант. Лак затем можно скорректировать для ровности линий и самого узора.

Узоры для травления на ноже.

Не стоит стесняться фантазировать, уникальность проведённой работы зависит и от личностных качеств мастера. Используйте лаки различных оттенков, они хорошо видны на поверхности изделия. Рисунки и эскизы для травления на ножах, в свободном доступе на тематических интернет ресурсах, или используйте узор с картинки выше.

Приготовление раствора

В обязательном порядке используем средства индивидуальной защиты. При работе с кислотой необходим под рукой раствор соды, она пригодится при попадании агрессивного вещества на кожу. Правило всех химиков – кислоту льём в воду, ни в коем случае не в обратном порядке:

  1. Соотношение хлорного железа и воды, необходимо получить 50/50. Это оптимальный вариант, но для ускорения реакции дозволено применить и другие пропорции.
  2. Пластиковый контейнер не следует наполнять целиком, учтите помещение туда изделия. Налив немного дистиллированной воды – столько же наливаем хлорного железа.
  3. Пометьте контейнер словами «Кислота», будьте с ним осторожны. Металлическая ёмкость – не подойдёт, есть вероятность вступления в реакцию с раствором.

Учтите, что разведённая жидкость послужит не один раз, десяток клинков реально в ней обработать. По окончании разведения раствора следует перейти к следующему этапу.

Процесс травления

Для получения качественного результата рекомендуется при погружении клинка, производить движения в жидкости. Процесс будет выглядеть, как аккуратное полоскание изделия в растворе. Прикасаться к клинку строго запрещено. Оставлять на длительное время в нём, также не рекомендуется.

Процесс травления ножа.

Профессионалы травления утверждают, что необходимо многократное, недлительное погружение изделия в агрессивную среду. Выглядит это так:

  • следует погрузить клинок на 20 секунд;
  • вынуть на воздух, на то же время, что и было погружение;
  • быстрая промывка под водой из водопроводного крана;
  • держим на воздухе 20 секунд;
  • и затем опять погружаем в раствор на прежний промежуток времени.

Так добивается постоянный контроль протравки, круговой процесс необходимо выполнить несколько раз. Общее время проведения клинка в кислоте не должно превышать 10 минут. Не следует забывать, что все временные интервалы зависят от стали и состава раствора.

В заключении процесса необходимо хорошо промыть изделие проточной водой, снять защитный слой с помощью ацетона или растворителя. Пройтись наждачной бумагой по клинку начиная от крупного зерна 400 ед. и заканчивая 2000 или 2500. Довести до блеска поможет войлочный круг на шлифстанке.

Предыдущая
Заточка ножейТочилка для ножей Викторинокс
Следующая
НожиТемляк для ножа своими руками

Травление стали

Кроме художественного травления металла, позволяющего получать изысканные изображения на стальных поверхностях, травление стали используют и для удаления окалины и оксидных пленок. При этом следует особо тщательно соблюдать требования технологического процесса во всем, что связано с концентрацией протравочных растворов и времени выдержки детали в протраве или в электролитной ванне. Перетравливание в ходе такой операции крайне нежелательно.

При травлении стали применяют как жидкий, так и электрохимический метод. Протраву готовят на основе сильнодействующих кислот, таких, как соляная или серная

Особое внимание следует уделить тщательному обезжириванию поверхности. Пропущенное масляное или жировое пятно может привести заготовку в негодность. Для защиты частей заготовки, не подлежащих травлению, использую лаки, составляемые на основе канифоли, скипидара, гудрона

Для защиты частей заготовки, не подлежащих травлению, использую лаки, составляемые на основе канифоли, скипидара, гудрона.

Эти компоненты легко воспламеняемы, поэтому во время работы с лаком следует сбыть особо внимательным и осторожным. По окончании травления непротравленные участки заготовки очищают от защитного лака растворителем.

Большой популярностью среди домашних мастеров — травильщиков пользуется азотная кислота. Ее применяют как единственную основу для протравы, так и в смеси с виннокаменной или соляной

Раствор для травления металла на основе смеси азотной и соляной кислоты обладает очень высокой химической активностью, и обращаться с ним следует крайне осторожно

Азотная кислота

Для обработки твердых и специальных сортов стали используют смеси азотной и уксусной кислоты. Обработку проводят в два этапа. Сначала готовят специальную предварительную протраву — глифоген, представляющий собой смесь воды, азотной кислоты и этилового спирта. В ней деталь выдерживают в течение нескольких минут. Далее заготовку промывают раствором винного спирта в дистиллированной воде и тщательно высушивают. После этого проводят основное протравливание.

Исходя их атомного веса и определяемых им физико-химических свойств вещества, для каждого металла и сплава подбирают свою, наилучшим образом воздействующую именно на него, протраву.

Травление медных сплавов

Как чистая медь, так и медные сплавы протравливают с применением серной, соляной, фосфорной, азотной кислоты. Для повышения скорости реакции в растворы добавляют соединения хрома или азота. На первой стадии травления с заготовки удаляют окалину и оксидную пленку, далее переходят собственно к травлению металла

При травлении меди в домашних условиях следует соблюдать осторожность

Алюминий и сплавы на его основе выделяются среди других металлов тем, что для их травления применяют не кислотные, а щелочные растворы. Для молибдена также применяют щелочные растворы на основе едкого натра и перекиси водорода.

Титан стоит еще большим особняком — на первом этапе предварительного протравливания применяют щелочь, а на основном — уже кислоту. Для титана применяю самые сильные кислоты — плавиковую и концентрированные серную и азотную. Титановые заготовки протравливают с целью снятия поверхностного слоя окислов непосредственно перед тем, как нанести гальваническое покрытие.

Заготовка для печатной платы представляет собой лист текстолита, с одной или с двух сторон покрытый слоем медной фольги. Целью травления печатных плат является создание проводящих дорожек из медной фольги в точном соответствии с чертежом. Дорожки покрывают защитным лаком, остальную часть фольги удаляют травлением.

В домашних условиях применяет несколько способов:

  1. Хлорным железом. Реагент приобретают в магазине химических товаров или делают самостоятельно. В соляной кислоте следует растворить железные опилки. Перед использованием раствор следует выдержать до полного растворения железа и тщательно перемешать.
  2. Азотной кислотой.
  3. Водным раствором серной кислоты, смешанной с таблетированной перекисью водорода.
  4. Медным купоросом с добавлением горячей воды и хлорида натрия. Этот вариант самый безопасный, но и самый продолжительный. На протяжении всего процесса температуру протравы следует поддерживать не менее 40оС, иначе протравливание растянется на многие часы.
  5. Электролитическим методом. Следует взять диэлектрическую емкость (хорошо подходят кюветы для проявки фотографий), наполнить ее раствором поваренной соли, поместить туда плату и кусок медной фольги, которая будет служить катодом.

По окончании протравливания жидким методом плату следует тщательно промыть раствором соды, чтобы погасить остатки кислоты.

Лежащий топор

Разберем подробно, как нарисовать топор поэтапно. Начнем с металлической насадки с лезвием. В этой работе инструмент будет просто лежать на поверхности, причем его лезвие будет направлено в левую сторону. Рисуем верхнюю плоскость элемент. Справа он будет ровным и немного округлым, а слева делаем овальную форму лезвия. Верхняя и нижняя часть делается с плавным изгибом. На переднем плане будет видно боковую границу этого элемента. Правее делаем дыру, туда вставим рукоять.

С этого места выводим деревянную рукоятку. Ведем линию немного неровно, подстраивая под удобство держания. Конец будет несколько шире.

Под топором рисуем штриховкой зону поверхности. Теперь проходимся такими же линиями по рукоятке, причем рисуем на левой части. Такие же штрихи должны быть на металлическом элементе.

Электрохимическое травление металла

Нам нужно защитить места, которые не должны протравливаться. Для этого необходимо нанести специальную мастику на эти участки поверхности. Её делают из трёх долей воска и двух – канифоли, их плавят в жестяной банке, помешивая. После того как всё превратится в однородную массу, ей дают остыть и разделяют на фрагменты. Каждый из них помещают в марлю, чтобы потом, при нажатии, сквозь неё могло просачиваться столько мастики, сколько необходимо. После этого заготовка, которую будем травить, нагревается. Теперь берём созданную смесь, которую поместили в марлю, и натираем поверхность равномерным слоем.

После остывания мастика становится твёрдой. Сверху её покрывают светлой водорастворимой краской. Это может быть акварель или гуашевые белила. После чего покрытие должно высохнуть. Затем можно наносить рисунок, на краске он будет хорошо держаться. Его можно изобразить при помощи карандаша или же перевести через копирку. Затем этот контур нужно процарапать иголочкой до самого металла.

Теперь начинается травление металла электролизом, подсоединяем одну штангу к аноду – плюсу, другую к катоду – минусу. К первой подключаем деталь, на которой будет наноситься изображение, ко второй любую пластину из стали. После этого начинается процесс вытравливания металла там, где было процарапано изображение.

Если необходимо создать рисунок многоуровневый, делается всё так же, как описано выше. Только контуры каждый раз проверяют, и когда самые мелкие из них протравились на положенную глубину, деталь вынимают и закрашивают их разогретой мастикой при помощи кисточки. Когда она застынет, всё опять повторяют до следующего уровня рисунка. В процессе этого постепенно создаётся изображение.

Таким способом производят травление металла в домашних условиях, после чего поверхность промывают скипидаром, а затем шлифуют, придавая изделию завершённый вид.

Источник тока

Для получения рисунка и равномерно обработанной поверхности применяется постоянный ток. Обеспечить его подведение нужно с помощью аккумулятора или зарядного устройства. Высокая мощность не требуется – подмечено, что хватит напряжения до 5 В и силы электрического тока до 700 мА.

Подключение:

Процесс будет сопровождаться повышенным газообразованием, это – следствие электрохимических процессов. Для соблюдения пожарной и промышленной безопасности необходимо выполнять всю работу с электрическим током как минимум на балконе, который отлично проветривается. Лучше – в гараже или на улице.

Трафарет с будущим узором.

Раствор

Травление производится в насыщенном до предела солевом растворе. Приготовление: в обычную воду сыпется поваренная соль до того момента, пока не остановится растворение (даже при помешивании). Допускается нагреть воду для увеличения растворяемости.

К таре для приготовления раствора требований нет. Применение раствора для травления необходимо производить к токонепроводящей емкости. Вполне подходит пластиковая емкость – от ведра до обрезанной 5-литровой бутыли.

Процесс травления.

Процесс меднения

При замене поваренной соли на аммиачную селитру (до 4 столовых ложек на 1 л воды) получается тот же раствор. В ходе травления он приобретет насыщенный голубой цвет в отличие от грязного – с солью.

Подготовка головы производится тем же способом. Единственное отличие – при желании получить разноцветную голову следует защитить только определенные места.

Далее:

На выходе получается ровное медное покрытие.

Очищение детали

Для начала деталь, где запланировано изображение, зачищают мелкой наждачной бумагой и обезжиривают. Когда поверхность будет готова, нужно место, где будет наноситься рисунок, заклеить клейкой лентой или чем-то подобным. После этого всю остальную поверхность, где химическое травление не должно повлиять на металл, закрашивают краской. Она может быть любого цвета, главное, чтобы была стойкая к «Уайт-Спириту».

Когда краска высохнет, можно будет снять клейкую ленту. Под ней чистый металл, готовый для создания на нём рисунка. Теперь на этот «мини-холст» нужно нанести изображение. Его делают при помощи смолы, которую растворяют в «Уайт-Спирите», пока она не станет жидкой, как краска. Ею при помощи кисточки рисуют желаемое изображение. Чем хороша такая импровизированная краска, так это тем, что если в рисунке что-либо не получится, то можно будет это убрать, смочив тряпочку или ватную палочку в «Уайт-Спирите». Если на рисунке есть очень мелкие детали, которые плохо получились кисточкой, их можно подправить при помощи иглы, соскоблив лишнее после высыхания.

Таким способом можно осуществить травление ножа, ключей, в общем, любого металлического предмета. Теперь, когда рисунок полностью готов, можно приступать к самому травлению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector